ещё
свернуть
Все статьи номера
№8, 2019
РАБОТАЕМ С КЛАССОМ

Как заинтересовать детей наукой

Сегодня всё меняется очень быстро. Меняются подходы и к новым знаниям, и к обучению. Для детей учеба в школе поначалу воспринимается как что-то увлекательное и интересное. Но вскоре интерес пропадает, и детям становится скучно. Родители объясняют ребенку, что учиться – это их обязанность, а обязанности обычно не бывают интересными. Но отношение к учебе может быть другим, если вовлечь ребенка в получение знаний игрой, ведь все любят играть. Современное образование предлагает множество различных методик, но внедряются они пока не так широко. Чаще всего мы сталкиваемся с переписыванием конспекта из учебника и заучиванием информации, а этим трудно увлечь ребенка.

Если родители хотят заинтересовать ребенка наукой и показать, что учиться чему-то новому – здорово, важно самим быть вовлеченными в процесс. Дети стремятся узнать мир и разобраться в нем. Если на их вопросы не отвечать, то они потеряют интерес и перестанут их задавать. В такой ситуации вернуть интерес будет непросто. Сложности возникают по многим причинам: учителя заняты отчетами, учебники непонятные, между предметами отсутствуют связи. На физике рассказывали про атомы как самую маленькую частицу, а в следующем году об этом говорят на химии. Ребенок теряется: это те же самые атомы или другие?

Конечно, если просто взять непонятный предмет и просто добавить игровые уровни и награды, интереснее от этого не станет. Непонятное не может быть увлекательным. В физике, химии и биологии много сложных процессов и явлений, и многие из них мы не можем продемонстрировать наглядно. Это они будут изучать позднее, в старших классах.

Например, если считать, что наука сложная и неинтересная, то вряд ли можно убедить детей в обратном. Важно формировать критическое мышление, то есть учить детей сомневаться и искать доказательства. Популяризация науки позволяет это сделать. Формирование научного мышления с детства позволит выработать критическое мышление и развить высокую сознательность. Надо учить детей учиться. За час демонстрации экспериментов, конечно, ребенку физику не объяснишь, но можно показать, что наука – это увлекательно. Что учиться – прикольно и интересно, и что-то знать – всегда круче, чем не знать.

Дети по своей природе – исследователи. Им в любом возрасте присущи любознательность, стремление экспериментировать и жажда новых впечатлений. И если взрослые создают благоприятные условия, в которых ребенок может развиваться и изучать новое, то у него появляется шанс преуспеть в жизни.

Наука – это способ узнавать о мире посредством исследований, это длительный процесс. Современные дети любят быстро получать результат, это стоит учесть родителям, когда они будут что-то объяснять или показывать. Психологи говорят, что насильно интерес к науке не привить. По статистике у читающих родителей – читающие дети. С наукой то же самое: у любознательных и увлеченных родителей такие же любознательные и увлеченные дети.

Сейчас есть много бытовых опытов, которые можно провести вместе с ребенком. Выбор опытов зависит от возраста ребенка. Например, ребенок спрашивает, действительно ли конфеты помогают работе мозга. В таком виде это утверждение не совсем правильно: мозгу нужны не конфеты, а глюкоза. Ребенку необходимо объяснить: для жизни и работы мозга нам нужна энергия, которую мы получаем из глюкозы. Когда мы едим, наша пища разбирается на составные части, и одной из таких частей может быть глюкоза. Получить нужную нам глюкозу можно из круп или макарон, фруктов, а еще шоколада и конфет тоже. Но в шоколаде и конфетах есть не только глюкоза, но и много всего другого, и не всё из этого полезно и нужно нашему организму в таком количестве. Поэтому есть шоколад и конфеты можно, но не очень много, а мозгу и телу даст энергию хороший и вкусный обед.

Можно показать и рассказать о круговороте воды. Например, подержать крышку над закипающей водой и посмотреть, как испаряется вода и как она собирается в капельки и падает с крышки. Объясните, что такой же процесс происходит, когда испаряется вода из водоемов, а потом идет дождь. С детьми можно выращивать кристаллы, делать радужный лед. С детьми важно разговаривать, и разговаривать тем языком, который они понимают. Дети любознательны, это потом у них отбивается любознательность. Дети задают вопросы, и на них важно отвечать. Это не должно быть скучное или заумное объяснение, можно поступиться достоверностью ради простоты и понятности. Объяснять надо так, чтобы у ребенка появились новые вопросы – так, вопрос за вопросом, ребенок и втянется.

Также помогают увлечь детей наукой научно-популярные лекции и шоу с экспериментами, куда можно прийти вместе. Такие мероприятия не унижают родителей в глазах детей, не показывают их недалекими, которые ничего не понимают. Когда ребенок понимает, что родитель – такой же человек и может чего-то не знать, это их сближает.

Главное – не лениться, а объяснять логику и причинно-следственные связи, а также и самому интересоваться наукой. Ведь если не найти на это время, то и ребенок будет уверен, что наука не стоит того, чтобы тратить на нее время, а есть куда более важные дела.

В обычных бытовых вещах и процессах скрывается увлекательная наука. Взрослый сам увлечется, если попробует разобраться, как что-то работает. А это очень заразительное состояние, даже никак дополнительно детей увлекать не придется. Например, для девочек можно замесить вместе тесто и объяснить, что мы добавляем дрожжи, которые питаются сахаром, размножаются и выделяют углекислый газ, который делает тесто воздушным и пористым. Или показать, как размножаются бактерии, если не мыть руки и не чистить зубы, – это еще и лучший способ прививать полезные привычки. Важно формировать у ребенка научное мышление.

Таким образом, родителям стоит помнить, что дети – не маленькие взрослые. Их психика и мышление развиваются постепенно, в определенное время, это важно учитывать.

Бывают родители, которые хвастаются энциклопедическими знаниями ребенка, а он при этом не умеет завязывать шнурки или пользоваться столовыми приборами.

Путешествие в науку можно начать и с мультфильмов. Например, у «Смешариков» есть сезон «Наука для детей», где просто и интересно рассказывают о разных явлениях. Есть множество книг, написанных простым и понятным языком, базовых знаний из школьной программы будет достаточно, чтобы со всем разобраться. Например, на YouTube много научно-популярных каналов для родителей и школьников, где затрагивают более сложные вопросы вроде того, как ученые редактируют гены или какими были наши предки.

Важно делать всё вместе с ребенком: проводить опыты, наблюдать за миром, посещать научные фестивали и выставки. Главное – вместе.

 
Звезда
за правильный ответ
Проверь себя
Неправильно
Правильно!
Как заинтересовать детей наукой?
В обычных бытовых вещах и процессах скрывается увлекательная наука. Взрослый сам увлечется, если попробует разобраться, как что-то работает. Надо объяснять логику и причинно-следственные связи ребенку . Важно формировать у ребенка научное мышление.
Отдать в школу для одаренных детей
Делать опыты вместе с ребенком
Просматривать научные программы